Это тема не для пустослова!!!!
_____________________________________________________ НЕМЦЫ В ИСТОРИИ РОССИИ. 1652-1917
Документ №99
Положение о вернеровском училище в Бессарабской колонии Сарата, утвержденное Николаем I
22.10.1842
16117. — Октября 23. Высочайше утвержденное положение о училище в колонии Сарате.
§ 1. Учреждаемое в Бессарабской колонии Сарате училище предназначается для образования из колонистских мальчиков способных учителей для сельских школ и писарей для приказов, а равно Землемеров и Архитекторов, с целию при том распространить чрез них в колониях знание Русского языка.
§ 2. Заведение сие учреждается и содержится на счет капитала, завещанного Саратским колонистом Вернером в пользу общества сей колонии и составляющего ныне около 36.000 руб. серебром. Из этой суммы отделяются в неприкосновенный капитал 32.000 руб. серебром, проценты с которых употребляются на содержание воспитанников и наставников, а остальные 4000 руб. сер[ебром], с могущими еще нарасти процентами, назначаются на построение по плану, который утвержден будет высшим начальством, училищного дома, на снабжение последнего нужными для учебного заведения предметами и на первую экипировку воспитанников. Могущая затем остаться сумма присоединяется к неприкосновенному капиталу.
§ 3. Саратское училище состоит под непосредственным ведением Саратского Окружного Приказа, а нынешнему Обер-Шульцу Фейгелю, как душеприказчику покойного Вернера, сохраняется пожизненно звание Попечителя. На обязанности Окружного Приказа лежит отчетность и переписка по делам заведения. Он присылает в Комитет каждую треть ведомость о благосостоянии училища, а в Январе каждого года подробный отчет.
§ 4. Число учащихся не превышает 30; из них 10 содержатся в заведении на счет доходов оного и называются по имени учредителя воспитанниками Вернера; прочие живут у родителей, или родственников, и посещают заведение только в классные часы.
§ 5. Мальчики, содержимые в заведении, не могут без особо уважительных причин, оставлять оного прежде окончания учебного курса, ниже отвлекаемы быть от постоянного посещения класса другими занятиями; но нерадивые и неспособные, по представлению о том Окружного Приказа с разрешения Попечительного Комитета исключаются и немедленно зачисляются другими.
§ 6. В заведение принимаются по предварительном испытании только мальчики, обучавшиеся уже в сельских школах и отличающиеся хорошею нравственностию и прилежанием. Но в число воспитанников Вернера поступают предпочтительно бездомовные сироты, участь которых должна обеспечиться даруемым им в училище образованием. Прием же других мальчиков на счет заведения допускается только за неимением подобных сирот.
§ 7. Как открываемое в Сарате училище, согласно воле завещателя капитала, должно главнейше служить для блага сей колонии, то обществу оной предоставляется предпочтительное право располагать в пользу своих сирот и мальчиков воспитанническими вакансиями, за исключением однако же половинного числа Вернеровских, которые всегда замещаются сиротами Лютеранского исповедания из других колоний, по распоряжению колониального начальства. Но если бы в Сарате не нашлось желающих или способных для поступления в заведение, то колониальное начальство пополняет недостаток мальчиками из других колоний, обязывая тех, которые не могут войти в штатное число воспитанников Вернера, содержать себя на своем иждивении.
§ 8. В Окружном Приказе содержится список кандидатам по колонии Сарате, из которых на замещение каждой открывающейся вакансии предлагаются обществом трое, по сделании им испытания, способнейший удостаивается приема. Избрание сирот, помещаемых в заведение из других колоний, предоставляется ближайшему усмотрению колониального начальства.
§ 9. При приеме мальчиков в заведение наблюдается, чтобы они были не старее шестнадцати, но и отнюдь не моложе четырнадцати лет, дабы по окончании учебного курса можно было немедленно распределить их по колониям для занятия учительских и писарских должностей.
§ 10. В Саратском учебном заведении открывается один только класс; учебный же курс продолжается четыре года, с подразделением на приуготовительный и окончательный.
§ 11. На приуготовительный курс назначается один год, который посвящается на основательнейшее изучение предметов, преподаваемых в сельских школах. Сюда входят: а) Символ веры, заповеди и главные молитвы. б) Чтение на Русском и Немецком языках. в) Чистописание на обоих же языках. г) Четыре первые действия арифметики. д) Рисование.
§ 12. Предметы преподавания в окончательном курсе служат: а) Закон Божий и Священная История. б) Российская и Немецкая Грамматики. в) Риторика на Российском и Немецком языках. г) Переводы с Российского на Немецкий язык и наоборот. д) Краткая Всеобщая История. е) Краткая Всеобщая География. ж) Статистика России и преимущественно Новороссийского края. з) Арифметика, Алгебра, Лонгометрия, Планиметрия, Стереометрия и выкладывание на счетах. и) Землемерие. к) Краткие основания сельской Архитектуры и составление планов и смет.
Значащиеся в шести последних пунктах предметы должны быть преподаваемы на Русском языке.
§ 13. Закону Божию и Немецкому языку обучает местный Пастор; преподавание же прочих предметов распределяется между двумя учителями, из которых один должен непременно иметь основательные познания в землемерии и архитектуре. Учителя сии должны знать и Немецкий язык, для объяснения с воспитанниками, доколе последние достаточно ознакомятся с Русским языком.
§ 14. Учителям назначаются квартиры в самом учебном заведении и на обязанности их лежит постоянный надзор за мальчиками, в заведении содержащимися.
§ 15. Учителя пользуются правами и преимуществами, предоставленными учителям уездных училищ. Им полагается жалованья по 300 руб. в год серебром; Пастору же за преподавание Закона Божия и Немецкого языка определяется по 150 рублей серебром в год.
§ 16. Классных часов, за исключением воскресных, табельных и общих вакационных дней, полагается по пяти в день, а именно: от 8 до 11 и от 2 до 4. Распределение этих часов между преподавателями зависит от ближайшего местного усмотрения.
§ 17. Как заведение должно содержаться процентами с отделенного на сей предмет капитала в числе 32000 руб. серебром, то ежегодный доход заведения составляет 1280 рублей серебром.
Из того числа назначается: а) На жалованье учителям и Пастору 750 руб. б) На продовольствие 10 мальчиков, полагая на каждого по 7 коп. серебром в сутки 255 руб. 50 коп. в) На одежду и обувь десяти мальчиков, полагая на каждого по 10 руб. серебром в год 100 руб. г) На учебные пособия, на ремонт и отопление дома, на содержание при нем работницы и на медикаменты 274 руб. 50 коп. Всего 1280 руб. серебром.
§ 18. Если бы опыт доказал недостаточность исчисленной выше суммы, то к оной может быть присоединен капитал, завещанный Действительным Статским Советником Контениусом, составляющий ныне более 4500 руб. серебром и предназначенный завещателем на образование из колонистских мальчиков учителей или Пасторов. В таком случае может быть содержимо в заведении, вместо десяти, 12 воспитанников.
§ 19. По окончании каждого года делается учащимся испытание, при котором присутствует всегда один из членов высшего колониального начальства. Отличнейшие, в видах поощрения, получают похвальные листы и подарки с книгами, а лучший из воспитанников пользуется званием старшего и под руководством наставников, наблюдает за поведением своих товарищей. Исправительные же меры суть следующие: внесение в черную книгу по назначению наставников, телесные наказания, с разрешения Окружного Приказа, и наконец исключение из заведения, по утверждению главного колониального начальства.
§ 20. Обучавшиеся на счет заведения обязаны прослужить 10 лет в учительской или писарской должности; они пользуются в течении сего времени содержанием от 100 до 150 руб. серебром в год.
ссылка на материал ВОТ
ПСЗРИ. Собр. 2. Т. XVII. С. 42—44.